О выборе и покупке программного обеспечения
Мы хотим дать Вам несколько советов о том, как правильно выбирать программное обеспечение (далее по тексту - ПО). Наверное, вы подумали - "сейчас они будут рекламировать сами себя". Конечно будем, но совсем немного :-) . Мы обещаем, что приведенные советы - объективны, и прочтение текста окажется полезным для Вас.
Когда Вы принимаете решение о выборе и приобретении программного обеспечения, то, как и при покупке любого товара, на разных чашах весов сравниваются полезность и стоимость.
Однако ПО - товар специфичный. Не так уж просто оценить оба этих показателя. Чтобы сделать это, необходимо понимать две вещи:
1) ПО - это долгосрочная покупка. Ведь смена ПО - это процедура, требующая ресурсов, как материальных, так и людских.
2) Чтобы ПО служило долго и эффективно, оно должно быть "живым", т.е. поспевать за развитием Вашего бизнеса, за происходящим в стране, в отрасли, в бухгалтерском и пробирном учете.
Оценка стоимости
Стоимость владения ПО складывается из следующих составляющих:
- Стоимость поставки (стоимость лицензий на использование ПО)
- Стоимость внедрения (время специалистов исполнителя и стоимость адаптации)
- Внутренние затраты на внедрение (время потраченное Вашими специалистами, возможные проблемы переходного периода и т.п.)
- Стоимость дальнейшего обслуживания (сопровождения).
Как правило, стоимость поставки имеет наименьшую долю в этой цепочке. Хотя, часто именно на эту стоимость ориентируются при принятии решения.
Вывод: оценивая стоимость ПО, учитывайте все затраты, а не только стартовые.
Оценка полезности
Разделим полезность на две составляющие.
1) "Текущая полезность" - это функционал рассматриваемого ПО на момент приобретения.
Чтобы оценить его, Вы должны четко понимать, чего вы хотите получить в результате внедрения нового ПО. Существует ошибочное мнение, что программы для производства и торговли нужны кладовщикам и бухгалтерам. Это неверно в корне! Программы нужны для управления и развития, а кладовщики и бухгалтеры - это операторы, обеспечивающие ввод первичной информации. Если вы отправляете своих сотрудников на демонстрационный просмотр ПО - подумайте, кого именно отправлять. Бухгалтера и кладовщика? Нет. Для них внедрение нового ПО - это источник проблем. Их цель - упростить себе жизнь. Ваша цель - контроль над ситуацией, прибыль и развитие.
2) "Долгосрочная полезность" - это "живучесть" продукта. Т.е., с одной стороны, разработчик должен все время развивать свой продукт; с другой стороны, у разработчика должно быть желание заниматься частными и специфичными задачами, возникающими на Вашем предприятии. Поэтому, организация - разработчик (или поставщик) ПО должна твердо стоять на ногах и быть ориентирована на долгосрочное сотрудничество. Концепция "продал и забыл" здесь неуместна.
Зачем вообще покупать ПО?
Здесь мы хотим развенчать некоторые мифы на этот счет.
1) "Мы обратимся к "частному мастеру" и он все сделает, дешево и сердито"
Если даже ему удастся создать программный продукт в разумный срок и за разумные деньги, вы станете заложником обстоятельств. И если Ваше с ним сотрудничество прервется, вы останетесь один на один со своими проблемами.
2) "Мы возьмем на работу программиста и он нам все сделает".
Здесь в силе те же рассуждения, что и про "частного мастера", только еще придется ежемесячно платить ему немаленькую зарплату.
3) "Мы обратимся к специалисту, который доработает нашу бухгалтерскую программу, чтобы она удовлетворяла нашим потребностям".
Во-первых, вы не получите нужного качества. Бухгалтерская программа предназначена для ведения бухгалтерии, и не более того. Представьте себе, что у Вас в автомобиле нет кондиционера, и Вы обращаетесь в автосервис чтобы его установили. Автослесари водружают Вам на багажник холодильник, т.к. сделать это штатно нет возможности.
Во-вторых, здесь действуют рассуждения из п.2 .
В-третьих, при установке обновления бухгалтерской программы с большой вероятностью сделанные изменения пропадут или начнут работать некорректно.
4) "Мы купим на радиорынке CD-диск с разными программами и конфигурациями, чего-нибудь да подойдет".
Сейчас такой подход не безобиден с точки зрения уголовного кодекса.
И, главное, кто будет настраивать, внедрять и адаптировать ЭТО?
См. также предыдущий пункт.
Желаем Вам удачи в этом нелегком деле! :-)